Дефицит внимания у детей лечение

Что такое синдром дефицита внимания у детей

Что такое синдром дефицита внимания у детей

По сути это психоневрологическое расстройство, которое характеризуется странностями в поведении ребенка, не соответствующими возрастной группе. Заболевание вызывает постоянную невнимательность, чрезмерную подвижность и импульсивность. Признаки его проявляются в разных общественных и бытовых ситуациях. СДВГ возникает с раннего детства, сильно прогрессирует в подростковом состоянии и может сохраняться во взрослом возрасте.

Синдром дефицита внимания у детей проявляется в неусидчивости и импульсивности

Разные авторы указывают разную частоту расстройства, но в среднем около 10% дошкольников и 5% детей школьного возраста страдают от данного синдрома. Проведенные исследования у московских школьников показали, что патология присутствует у 7,6% детей. При этом мальчики подвержены ей чаще.

СДВГ – проблема, которая касается всего общества, потому что с возрастом симптомы могут нарастать и усугубляться. Подростки с таким нарушением входят в группу риска. Они чаще склонны к правонарушениям, раннему употреблению алкоголя и наркотиков. Важно своевременно диагностировать проблему и обратиться за помощью к специалисту.

Каковы причины СДВГ

Существует несколько теорий возникновения заболевания, какая из них точна, сказать трудно. Современные исследования показывают, что синдром дефицита внимания в 40–75% случаев имеет генетическую природу. У больного ребенка присутствует минимум один родственник с подобным нарушением.

Нейропсихологическая теория основана на отклонениях в развитии психических функций, которые отвечают за внимание, память и контроль. Некоторые ученые считают, что причина кроется в нарушении функции лобной доли.

Согласно теории токсических веществ, расстройство могут спровоцировать пищевые добавки, ароматизаторы, салицилаты, высокий уровень свинца в организме.

Выделяют следующие факторы риска заболевания:

  • Семейные: психиатрические нарушения у членов семьи, неудовлетворительное социальное положение, криминальное окружение, постоянные конфликты в семье, алкоголизм и наркомания.
  • Перинатальные причины: внутриутробная гипоксия плода, асфиксия новорожденного, недоношенность, потребление матерью алкоголя, медикаментов, курение.
  • Социальные: молодой возраст родителей, неподготовленность к воспитанию ребенка, напряженная обстановка, стрессы и конфликты в семье.

Эти факторы могут вызвать задержку нормального развития мозговых структур, из-за чего их функции нарушаются. В результате риск развития СВДГ вырастает.

Симптомы синдрома гиперактивности

Клинические проявления данного синдрома изменчивы и неспецифичны. Различные признаки могут встречаться даже у вполне здоровых детей – просто таким образом происходит развитие нервной системы на разных этапах.

Диагноз СДВГ ставится в 5–6 лет. В этот период дети, как правило, уже способны в достаточной мере контролировать свое поведение. Больные не в состоянии этого сделать в силу незрелости некоторых мозговых структур. Это делает невозможным правильно формировать навыки, воспринимать информацию и обучаться.

Детям с СДВГ обычно трудно дается учеба

В медицине симптомы синдрома принято разделять на три группы: импульсивности, невнимательности и гиперактивности.

Ребенок с дефицитом внимания:

  • не умеет внимательно следить за происходящим, концентрироваться;
  • не в состоянии удержать внимание за занятиях или игре;
  • не слушает взрослых;
  • не может организовать деятельность;
  • избегает интеллектуальных нагрузок, теряет вещи;
  • не может следовать инструкции или довести начатое до завершения;
  • легко отвлекается по мелочам и очень забывчив.
  • беспокойные и неконтролируемые движения конечностей;
  • ерзанье на месте: не может тихо сидеть, когда необходимо;
  • в неуместных ситуациях начинает бегать;
  • ребенок очень шумный в тихих играх или заданиях;
  • проявляет активность, не задумываясь, насколько это приемлемо в конкретной ситуации;
  • игнорирует требования старших.
  • перебивает, начинает говорить, отвечает, не дослушав вопрос до конца;
  • не может спокойно ожидать своей очереди;
  • часто перебивает собеседника.

Синдром дефицита внимания у детей обычно впервые обнаруживается с началом учебного процесса – на развивающих занятиях в старших группах детского сада или в начальной школе. Иногда первыми могут проявляются такие симптомы: излишняя подвижность, неожиданные резкие движения и прыжки, невозможность заниматься спокойными играми.

Таким детям сложно в школе, они не могут быстро научиться читать, с трудом складывают слова в предложения. Плохо выполняют математические задачи и упражнения. Отмечается неразборчивый почерк, неграмотное письмо, затруднена речь. Появляется заикание, неловкие движения.

При отсутствии своевременной коррекции состояния болезнь сохраняется с возрастом, но ее признаки немного уменьшаются.

У взрослых чаще проявляются признаки невнимательности, что приносит проблемы на работе и в семье. Импульсивность может спровоцировать возникновение конфликтов, проявления невоспитанности, выкрикивания, неумение выслушать собеседника и перебивание.

Любые из вышеперечисленных симптомов могут иногда проявляться и у здоровых, но у больных СДВГ они постоянны. Для постановки точного диагноза данные симптомы должны отмечаться минимум в течение полугода.

Коррекция поведения

Проблема является очень сложной, требует вмешательства опытных специалистов в разных областях медицины и психологии. Подход должен быть комплексным и полноценным.

Коррекция поведения должна проводиться в школе и дома непрерывно. Терапия должна быть направлена на точное формулирование и сокращение заданий. Необходимо отмечать позитивные ситуации, не заострять внимание на негативных, поощрять любые, даже крошечные, достижения ребенка. Рекомендуют вести дневник поведения, создать индивидуальную программу для полноценного обучения.

Терапия помогает уменьшить симптомы болезни, повышает самооценку и успеваемость ребенка в учебе. Эффективным также является употребление лекарственных препаратов в комплексе с психологической коррекцией детского поведения.

Фармакотерапия при синдроме дефицита внимания у детей

В комплексном лечении детям в России назначают препараты ноотропного ряда. Считается, что средства на основе ноотропила, кортексина, энцефабола, церебролизина положительно влияют на мозговые структуры и уменьшают проявление болезни.

Данные препараты назначают детям дошкольного возраста, страдающим нарушением речи. Замечено, что они увеличивают внимание, уменьшают проявления гиперактивности и импульсивности.

Лечение с помощью психологической терапии

Для коррекции поведения ребенка с СДВГ нужно посещать психотерапевта

Для лечения СДВГ специалисты применяют аутогенные тренировки, гипноз, медитации, визуализацию. Методики вызывают мышечное расслабление, стимулируют кору головного мозга, снижают эмоциональную возбудимость и двигательную активность, улучшают координацию и способствуют концентрации внимания.

Правильное питание

Рекомендовано исключить продукты питания, которые содержат химические красители и синтетические консерванты, ограничить употребление сахара и салицилатов. Существует диета Файнголда, исключающая продукты с высоким содержанием натуральных салицилатов: вишни, яблоки, виноград, изюм, абрикосы, нектарины, сливы. Сюда же относятся некоторые овощи, например помидоры и огурцы.

Рекомендуют ограничить употребление мучных изделий, конфет, мороженого, маргарина, колбас, сосисок, газированных напитков. В некоторых случаях у детей с СДВГ эффективной является гипоаллергенная диета.

Витаминотерапия

Употребление витаминных препаратов является очень важным при комплексном подходе, особенно для детей, которые придерживаются диеты. Назначаются соответствующие возрасту дозы витамина С, В6, В12, поливитамины с лецитином, Омега-3.

Социальная поддержка

Люди любого возраста с таким заболеванием страдают от стресса, неодобрительного и зачастую предвзятого отношения со стороны окружающих и других социальных проблем. Для поддержки больных созданы центры взаимопомощи. В этих заведениях оказывается психологическая поддержка, осуществляется обмен знаниями между родителями, обучение детей и родителей, просто общение.

Родителям ребенка с подобным синдромом важно набраться терпения и соблюдать все назначения педиатра, невролога и психолога.

Контакт педагога, который занимается обучением детей с трудностями в поведении, очень важен для терапии. Для учителей проводится просветительская деятельность на тему болезни. Грамотные педагоги помогают детям в учебе и учитывают их особенности во время учебного процесса.

Можно сделать вывод, что СДВГ является распространенным заболеванием, которое требует лечения. Данной проблеме уделяется недостаточно внимания, из-за чего страдает много детей и людей в возрасте. Для устранения заболевания необходимо применять комплекс мероприятий. При своевременной коррекции от синдрома можно избавиться или снизить его проявления до минимума.

Источник: www.baby.ru

СДВГ у ребенка. Причины, симптомы, лечение и профилактика СДВГ у детей

Причиной психологических и поведенческих расстройств у ребенка может выступать синдром дефицита внимания, который часто сопровождается гиперактивностью. По статистике нарушения работы ЦНС, провоцирующие чрезмерную подвижность, невнимательность и раздражительность детей, диагностируются у мальчиков в 5-6 раз чаще, чем у девочек. Патологические изменения в поведении поддаются терапии, а методы психологической коррекции способствуют успешной адаптации ребенка в обществе.

Причины появления у детей СДВГ и его симптомы

Проведенные научные исследования позволяют выделить несколько причин и факторов, провоцирующих появление у детей СДВГ:

  • Наследственность — генетическая предрасположенность в 50% случаев;
  • Полученные микротравмы и повреждения ЦНС эмбриона вследствие патологий беременности и внутриутробных инфекций;
  • Осложненные и преждевременные роды;
  • Алкогольный синдром плода, курение и употребление будущей матерью токсичных веществ;
  • Перинатальная гипоксия новорожденного;
  • Прием в пищу еды, выращенной с применением пестицидов;
  • Окружение и воспитание малыша — нездоровая остановка в семье: частые скандалы, крики, демонстрация близкими примеров нетерпимости в отношении других людей;
  • Наличие у ребенка астмы, аллергии, хронических заболеваний, которые усиливают внутренний дисбаланс и отрицательно влияют на его поведение и социализацию.

За проявление эмоций, оценку ситуации и прогнозирование последствий своих поступков отвечают лобные доли головного мозга. Контроль движений, обучение, а также развитие и функционирование речи, памяти, мышления и внимания обеспечивается работой базальных ядер. У детей с СДВГ функционирование данных областей мозга нарушено. Это происходит из-за блокировки поступающими в организм вместе с едой пестицидами важного для нервной системы фермента — ацетилхолинэстеразы. Следствием нарушений также является ослабление действий нейромедиаторов, отвечающих за передачу информации между различными структурами головного мозга.

Читайте также:  Обострение шейного остеохондроза лечение в домашних условиях

Видео синдром гиперактивности у детей

Основные симптомы СДВГ у ребенка

  1. Повышенная речевая и двигательная активность. Малыш чрезмерно болтлив, постоянно издает нечленораздельные звуки (хмыкает, хрюкает, покашливает, тяжело и громко вздыхает), говорит резко, прерывисто и часто заикается. Ребенок не может спокойно усидеть на месте даже в короткий промежуток времени — он крутится на стуле, совершает непроизвольные движениями плечами, кистями рук и стопами ног, хлопает в ладоши.
  2. Импульсивность поведения. Ребенок беспричинно совершает хаотичные движения, постоянно пытается куда-то убежать, залезть, запрыгнуть, а также плохо и мало спит. Во время школьного урока дети с СДВГ часто встают со своего места и бесцельно ходят по классу, отвечают на вопросы учителя, не задумываясь и не дослушав до конца.
  3. Дефицит внимания — отсутствие возможности сконцентрироваться на чем-либо, как следствие — плохая успеваемость в школе. Гиперактивные дети не в состоянии совершать цепочку из последовательно идущих действий, соблюдать правила, придерживаться инструкций, они не владеют навыками самоорганизации.
  4. Неуравновешенность, вспыльчивость и агрессивное поведение в отношении окружающих людей из-за запоздалого эмоционального развития в возрасте 5-6 лет.
  5. Нервный тик (подергивание мышц лица и тела, мигание глазами), головные боли, наличие беспричинных страхов и фобий.

Насторожить родителей должна небольшая задержка в развитии у малыша 1-3 лет речи, наличие неловкости и неуклюжести на фоне ровесников, которые уже овладели положенными для этого возраста моторными навыками. Из-за известного периода развития детей, именуемого кризисом 3-х лет, особенности поведения малыша списываются на нигилизм, строптивость и негативизм переломного возрастного момента. Однако часто расторможенность и неуправляемость являются симптомами гиперактивности и СДВГ. При наличии нервного тика самым ранним нарушением является постоянное откашливание, не спровоцированное физиологическим дискомфортом и болями в горле. Непроизвольные, регулярно повторяющиеся движения мышц лица и тела со временем становятся более сложными — ребенок начинает постоянно теребить нос, поправлять челку, похлопывать себя по животу или дуть на ладони.

У детей может наблюдаться гиперактивность без СДВГ. Такой малыш часто суетлив, легкомысленен, многословен, желает все время находиться в центре внимания. Эти черты характера и поведения провоцируют тягу к авантюрам и неоправданному риску, что приводит к созданию опасных для жизни и здоровья ситуации.

Синдром дефицита внимания не всегда сопровождается гиперактивностью. В этом случае у детей не наблюдается явно выраженного поведенческого расстройства, однако ребенок с таким диагнозом не слушает собеседника, не реагирует на замечания, не может сосредоточиться и выполнить задание, быстро забывает смысл услышанного.

Лечение и профилактика синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей

Вовремя не диагностированный СДВГ может спровоцировать у ребенка появление в будущем негативных особенностей психики, которые не будут поддаваться коррекции. От 25% до 45% детей с синдромом очень рано начинают употреблять алкоголь, принимать наркотики, совершают попытки к суициду, а 20% демонстрируют физическую агрессию в адрес окружающих. Гиперактивный ребенок имеет сложности с социальной адаптацией, во взрослом возрасте у человека с СДВГ часто не складывается личная жизнь.

Диагностика синдрома происходит в процессе наблюдения неврологом, детским психологом или психиатром за поведением юного пациента. Врач делает выводы после бесед с родителями, которые высказывают свои опасения и мнение о развитии малыша, а также на основе результатов МРТ головного мозга, электроэнцефалограммы и анализов крови:

  • На гормоны щитовидной железы;
  • Наличие свинца при вероятности интоксикации организма;
  • Определения уровня железа для исключения развития анемии.

Врач выясняет детали течения беременности и родов, уточняет список перенесенных малышом заболеваний. С ребенком проводится специальное психологическое тестирование.

После постановки диагноза назначается медикаментозное лечение с применением трициклических антидепрессантов, психостимуляторов и препаратов, содержащих атомоксетина (томоксетина) гидрохлорид.

Психологическая коррекция как часть лечения и профилактики появления синдрома включает в себя применение различных педагогических мер, направленных на преодоление ребенком сложностей общения с окружающими. Детей с СДВГ необходимо чаще хвалить и обращать внимание на положительные черты их характера. Малыша с 2-х лет нужно приучать к распорядку дня, а к 5 годам организовать ему личное жизненное пространство (уголок или отдельную комнату). Гиперактивым детям рекомендуют чаще гулять на улице, ходить на занятия в спортивные секции, чередовать спокойные настольные игры с подвижными.

СДВГ часто встречается у современных детей и не должны пугать родителей. Эти синдромы давно изучены учеными и хорошо поддаются коррекции и терапии.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

Источник: vse-pro-detstvo.ru

Синдром дефицита внимания у детей. Симптомы и признаки

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это неврологическо-поведенческое расстройство, при котором наблюдается нарушение процессов внимания, импульсивность и гиперактивность. Как правило, первые симптомы появляются в детском возрасте. Именно от своевременного диагностирования расстройства зависит успех в лечении. Так, часто удается предотвратить дальнейшее развитие проявлений синдрома и избавиться от его основных признаков еще до подросткового возраста.

Симптомы СДВГ у детей

Причины синдрома дефицита внимания и гиперактивности могут крыться и в упущении воспитания родителями, и генетике, и хронических заболеваний, и тяжелой беременности матери. Однако не зависимо от того, что же спровоцировало появление диагноза СДВГ, проявления, как правило, схожи.

Сам синдром бывает трех видов:

  1. Первый — классический, или смешанный.
  2. Второй вид СДВГ проявляется исключительно гиперактивностью — гипердинамический.
  3. Третий же представляет собой нарушение процессов внимания.

Симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности чаще всего диагностируются у детей в возрасте трех-четырех лет или при поступлении в школу. Ниже представлен перечень симптоматики, которая наблюдается в различном возрасте у деток.

Синдром гиперактивности с дефицитом внимания у детей: характерные признаки
Возраст Симтомы
4 года Ребенок с СДВГ в 4 года постоянно активный. Он может бегать и прыгать, не преследуя особой цели или участвуя в какой-либо игре. Он плохо реагирует на замечания, может даже проявлять агрессию. Малыш не успокаивается, когда его просят. Также можно заметить рассеянность и невнимательность. cтоит отметить постоянные движения рук или ног, даже когда ребенок сидит.
5 лет Практически нет реакции на инструкции. Ребенок с СДВГ в 5 лет отказывается соблюдать правила игры. Также такие дети нередко начинают отвечать на вопросы или замечания раньше, чем взрослый закончит предложение. Игры в основном подвижные. Такой малыш просто не может спокойно сидеть. Он будет постоянно болтать, что-то рассказывать. Его будет сложнее заставить порисовать, разукрасить и т.д. То есть, если у малыша есть СДВГ, то он не будет заинтересован в играх, требующих концентрации и усидчивости.
6 лет Ребенок СДВГ в 6 лет будет постоянно разбрасывать игрушки, забывать, куда их положил. Он неаккуратен, его тяжело заставить класть вещи в одно место. Он также неусидчив и невнимателен. В таком возрасте и может также вызвать впечатление невоспитанного. Ведь он проявляет непослушание, может переговариваться с родителями. Малыш может вмешиваться в чужие разговоры, не давать высказаться собеседнику.
7 лет С поступлением в школу проявление симптомов может усугубиться. Распознать синдром дефицита внимания в таком возрасте можно по отказу слушаться учителя, или по крайней неусидчивости на уроках. Таким деткам придется повторять дважды, причем не из-за того, что они что-то не поняли, а по причине невнимательности. Синдром дефицита внимания без гиперактивности может проявляться как неспособность концентрации на заданиях. Дети с таким диагнозом не могут длительное время концентрироваться на выполнении поставленной задачи, поэтому часто оставляют ее незаконченной. СДВГ в 7 лет заметно мешает успешному началу учебной деятельности, малыш заметно дольше адаптируется к новой среде.
8 лет При СДВГ в 8 лет проявления остаются такими же, однако имеют более болезненный характер для самого ребенка. Ведь находясь в коллективе, он неспособен соответствовать уровню успешности других учеников. При этом стоит отметить сохранность интеллектуальных способностей, соответствующих возрастным нормам. Также могут возникать проблемы в общении со сверстниками на фоне неспособности нормально с ними взаимодействовать. Совместные игры затрудняются, так как малыш часто не хочет играть по установленным правилам, или слишком бурно реагирует на замечание или собственный проигрыш.
9 лет Проявление синдрома дефицита внимания носит уже более яркий характер. Успеваемость в школе заметно ниже, нежели у сверстников. Ребенок неспособен организовать собственный труд, поэтому может потребоваться постоянный контроль со стороны родителей. Также он в таком возрасте почти не способен слушать педагога во время урока длительное время. Он будет постоянно отвлекаться на другие раздражители. Как правило, детки с СДВГ в 9 лет не успевают решить задачу в отведенное время, или вовсе ее бросают.

Однако самостоятельно распознать наличие расстройства достаточно сложно. Как правило, родители впадают в панику и начинают лечение ребенка, который просто плохо воспитан. Чтобы не совершить ошибку, и вовремя определить наличие СДВГ у своего чада, нужно обязательно обратиться к специалисту, который знает нейропсихологию диагноза. Он поможет определиться с тем, что делать, если у ребенка синдром дефицита внимания, и назначить курс лечения.

Постановка диагноза врачом происходит исключительно в соответствии с общепринятыми медицинским сообществом критериями. Так, синдром дефицита внимания по МКБ – 10 (Международная классификация болезней десятого пересмотра) имеет следующие признаки, которые ранее описывались выше:

  • гиперактивность;
  • невнимательность;
  • импульсивность.
Читайте также:  Лечение грибка ног в домашних условиях уксусом

Так, без ярко выраженного набора симптоматики, постановка диагноза невозможна.

Синдром дефицита внимания: отзывы родителей

Расстройство может проявлять себя по-разному и приносить немало хлопот. Однако синдром не является приговором. Опыт многих мам, чьи детки живут с диагнозом СДВГ, успешно справляются с данной проблемой. Ниже представлены отзывы и советы родителей детей с расстройством.

Особенности воспитания детей СДВГ: опыт родителей
Позитивный Негативный
Кира

Мы своего малыша просто обожаем именно за то, что он у нас такой необычный и активный. Другие дети мне кажутся скучными и вяленькими. Поэтому не терзайте своего ребенка, и относитесь к нему с теплом! К тому же, сейчас есть способы коррекции и помощи таким деткам.

Гость

Не могу заставить ребенка даже игрушки за собой убрать. Постоянно капризничает, не слушает. Не представляю, как он будет вести себя, когда пойдет в школу.

Гость

«…Не вижу ничего такого, чего не можно было бы преодолеть современными методами лечения… Мы сына стараемся воспитывать, при этом без акцента на то, что он какой-то не такой. И всем того советую.»

Гость

Сын пошел в прошлом году в школу. Не всегда успевает за программой. Но если контролировать выполнение заданий, то он справляется с ними на отлично даже без помощи. Так что не разделяю паники других родителей. Да, он отличается от других. Но это же не приговор.

Аноним

Не сдавайтесь! Все получится, если быть последовательным, настойчивым. Плюс, всегда будьте на стороне своего ребенка. Почаще обнимайте, целуйте дочку. Для детей с СДВГ очень важно ваше тепло.

Ознакомиться лучше с отзывами можно на сайтах www.u-mama.ru и marimama.ru.

Если вы заметили признаки расстройства, не спешите паниковать. От правильности ваших действий зависит будущее вашего малыша. Обратитесь к специалисту, пройдите диагностику и следуйте рекомендациям врача. Тогда можно успешно избавиться от большего количества симптомов СДВГ.

Окажите поддержку ребенку. Нужно понимать, что его поведение – это следствие не плохого характера, а заболевание. Поэтому проявите терпение и будьте максимально внимательны к своему чаду. Именно это обеспечит ему успех в выздоровлении и нормальной адаптации к новым условиям в школе или новом коллективе.

Синдром дефицита внимание у детей (Видео)

Источник: autizmy-net.ru

Синдром дефицита внимания у детей

Некоторые родители сталкиваются с такой проблемой, как неадекватное поведение и слабая успеваемость в обучении детей. Многие из них винят именно себя, полагая, что они плохие родители, уделяющие недостаточно внимания своим детям. Эти чувства вполне объяснимы, но совершенно неоправданны и неверны. У детей, склонных к импульсивности, чрезмерной активности, проблемам с концентрацией, можно распознать синдром дефицита внимания. У большинства малышей подобные симптомы проявляются в детском саду, и практически все из них продолжают страдать от этого симптома не только в школьном возрасте, но и став взрослыми.

Проявление синдрома дефицита внимания (СДВ) у детей

Проявляться СДВ у ребенка может в различном возрасте. Для каждого возрастного этапа характерны свои клинические симптомы и характеристики:

  1. В детсадовском возрасте синдром проявляется в повышенном беспокойстве, практически полном отсутствии дисциплины, неоправданных вспышках злости и гнева. Такие детки не желают принимать участие в играх по правилам, не подчиняются общепринятым законам, а также не могут завершить начатое задание до конца.

Малыши с синдромом дефицита внимания не могут определить места, которые могут быть опасны. Они выбегают на проезжую часть, залезают на высокие деревья и заборы. Таким неадекватным поведением дети огорчают и даже раздражают взрослых (родителей, воспитателей). Ровесники не хотят дружить с такими детками, не принимают их в общую игру. Малыши с СДВ становятся замкнутыми, необщительными, а зачастую даже агрессивными по отношению к другим детям или взрослым.

  1. В младшем школьном возрасте симптомы могут проявляться частыми вспышками гнева, замкнутостью в общении со сверстниками. Дети не могут организовать свой учебный процесс, и как результат – плохо учатся, не выполняют поручения учителя, не делают домашние задания. У школьников с СДВ часто развиваются антисоциальные наклонности:
  • склонность к правонарушениям,
  • прогулам учебных занятий,
  • агрессии.

  1. В подростковом и взрослом возрасте вышеперечисленные симптомы лишь усиливаются. Подростки с СДВ практически не подчиняются законам, становятся склонными к различным зависимостям (алкогольной, никотиновой, наркотической). Взрослым же людям очень трудно работать в коллективе. Именно такие люди чаще других совершают аварии на дорогах.

Причины патологии

До сегодняшнего дня точные причины появления СДВ врачами и психологами не выявлены. Многие специалисты, работающие в данном направлении, полагают, что проявление подобных симптомов обусловлено многими отдельными факторами и их комплексом. Рассмотрим наиболее вероятные из них:

  • Наследственность. СДВ может на генетическом уровне передаваться детям от родителей.
  • Несоблюдение здорового образа жизни матери во время беременности. Не будет удивительным наличие синдрома дефицита внимания у ребенка, если молодая мамочка во время беременности курила либо употребляла алкоголь.
  • Родовые последствия. Вероятность развития СДВ повышается при преждевременных родах, а также осложнениях во время тяжелого родоразрешения (искусственного завершения родового акта).
  • Заболевания и травмы головного мозга. Инфекционные заболевания мозга в раннем детском возрасте и травмы головного мозга могут быть источниками развития СДВ у детей и подростков.

Поведение детей с синдромом дефицита внимания очень часто бывает просто невыносимым. Родители таких малышей испытывают стыд и вину за воспитание своего ребенка. Но не стоит во всем винить только себя, ведь СДВ – это не результат плохого воспитания ребенка, а диагностируемое заболевание, которое требует правильного комплексного лечения. Полностью избавиться от симптома невозможно, но при верно подобранном лечении существует возможность привести в норму поведение ребенка дома и в учебных учреждениях, помочь социализироваться в детском коллективе, а также повысить его заниженную самооценку.

Самостоятельно справиться с подобной проблемой не представляется возможным. Детки с синдромом дефицита внимания нуждаются не только в наблюдениях врачей, но и в консультациях детского психолога, а зачастую и психотерапевта. Немаловажным фактором снижения проявления симптомов будет поддержка и внимание родных и близких, а также воспитателей в детском садике и учителей в школе.

Как помочь ребенку?

Пожалуй, самым действенным является комплексное комбинированное лечение, которое заключается в верном сочетании лекарственной терапии и психологической коррекции. После обращения к специалистам вам будет назначено полное лечение (лекарственные препараты, массаж, консультации психолога и прочее). Помимо всего перечисленного, родители могут и самостоятельно принять активное участие в борьбе с СДВ.

Избавиться от ярко выраженного проявления синдрома можно, следуя некоторым рекомендациям специалистов:

  1. Прием мультивитаминного комплекса позволит предотвратить обострение хронических заболеваний, а также повысить работоспособность. Принимать мультивитамины следует не только детям с СДВ, но и будущим мамочкам.

  1. Дополнение рациона Омега-3 кислотами. В ходе исследований было выявлено, что страдающие синдромом дети имеют недостаток Омега-3 жирных кислот в крови. Прием специальных препаратов и включение в пищу продуктов, богатых Омега-3, позволит снизить проявление СДВ.
  2. Регулярные занятия физкультурой позволят выработать терпение и снизить возбудимость. Бороться с агрессией могут помочь такие виды спорта, как легкая и тяжелая атлетика. В начале занятий лучше прибегать к индивидуальным упражнениям.

Помимо медицинских рекомендаций, следует придерживаться некоторых правил воспитания детей с синдромом дефицита внимания.

  • Позитивное отношение к ребенку в проблемных ситуациях. Не стоит ругать возбужденного малыша за неудачу. Детки и без того болезненно реагируют на критику и замечания в свой адрес. Настраивайте ребенка на позитив, говорите ему, что все возможно.
  • Обязательная похвала должна быть постоянно! Даже за небольшие заслуги не забывайте хвалить ребенка. Говорите ему, что гордитесь его победами, хоть порой и незначительными.
  • Обеспечьте моменты покоя и расслабления. В то время, когда ребенка накроет волной негодования и агрессии, помогите ему успокоиться, переключить внимание. Это могут быть спокойные совместные игры, чтение вслух, аромапроцедуры.

  • Придерживайтесь постоянного распорядка дня. Постарайтесь выполнять привычные ежедневные дела в одно и то же время. Например, подъем, прием пищи, время на прогулку должно быть примерно одинаковым. Ребенок настроится на определенный график, будет знать, когда и что именно ему необходимо сделать, и от этого будет чувствовать себя спокойнее и увереннее.
  • Постоянное общение обеспечит малышу уверенность в родительской заботе и любви. Обсуждайте с детьми различные темы, интересуйтесь их друзьями, увлечениями. Дайте почувствовать ребенку, что Вас интересует абсолютно все, что с ним связано.
  • Обеспечьте для детей с СДВ возможность полноценного отдыха. Ежедневно совершайте прогулки на свежем воздухе, следите за временем, отведенным на сон.
  • Во время занятий ограничьте отвлекающие факторы и обеспечьте контроль. Во время подготовки домашних заданий выключите телевизор и радио, уберите гаджеты. Лучшим решением будет заниматься в отдельной комнате в тихих спокойных условиях. Не забывайте контролировать самостоятельную работу ребенка и помогать в случаях неудач.
  • Правильное реагирование на проявление синдрома позволит во время исправить приступ агрессии и плохое поведение. Наказывать за плохое поведение стоит только после того, как вы объясните, что именно вас расстроило. Не следует вступать в споры и кричать на ребенка. Постарайтесь спокойно объяснить, в чем он не прав.

При возникновении подозрений на то, что ребенок страдает синдромом дефицита внимания, следует как можно раньше обратиться к педиатру. Участковый врач направит на диагностику к детскому невропатологу и консультацию к психиатру. Очень важно выявить данное заболевание как можно раньше и быстрее начать лечение.

Источник: mamsy.ru

Синдром дефицита внимания у детей

Ваш кроха — настоящий непоседа, сметающий всё на своем пути, подобно урагану? Его сложно уложить спать, заставить доесть тарелку супа и убрать за собой игрушки? Каждый родитель сталкивается с проблемой, когда справиться с собственным ребенком становится практически невозможно. Мамы и папы надеются, что с возрастом малыш станет более спокойным и научится контролировать свое поведение. Большие надежды возлагаются на детский сад и школу: находясь в группе, считают родители, ребенок быстро научится основам правильного поведения. Зачастую именно здесь многие родители впервые сталкиваются с диагнозом «Синдром дефицита внимания».

Как проявляется синдром дефицита внимания у детей?

Любящие родители считают чрезмерную энергичность ребенка, его непослушание и неспособность следовать элементарным правилам поведения всего лишь возрастными особенностями. В подавляющем большинстве случаев это действительно так, поскольку здоровая активность и непосредственность — признаки правильного развития ребенка. Как в таком случае отличить естественную детскую непоседливость от синдрома дефицита внимания?

О нарушении внимания у ребенка говорят следующие признаки:

  • не может долго удерживать внимание во время игры или при выполнении действия, требующего усидчивости и сосредоточенности;
  • с трудом выполняет определенные правила и инструкции, что обычно мешает выполнению домашнего задания в школе;
  • не замечает обращенные в его адрес слова;
  • легко отвлекается от выполнения задания, с трудом возвращаясь к прерванной работе;
  • у ребенка постоянно теряются различные предметы, необходимые для игр, учебы или домашних дел;
  • в повседневной жизни ребенок проявляет забывчивость;
  • всеми способами старается избежать деятельности, требующей сосредоточенного внимания;
  • не способен концентрировать внимание на деталях, вследствие чего постоянно делает ошибки при выполнении школьных или других заданий;
  • у ребенка возникают проблемы при попытках организовать деятельность или игру.

Наиболее вероятно наличие у ребенка синдрома дефицита внимания, если в его поведении присутствуют как минимум шесть из перечисленных признаков.

Чаще всего синдром дефицита внимания у детей сопровождается гиперактивностью в сочетании с импульсивностью. Об этом может говорить присутствие в поведении ребенка следующих признаков:

  • кисти и стопы ребенка пребывают в постоянном движении;
  • ребенок неусидчив, часто покидает свое место в ситуациях, когда это запрещено правилами, например, на уроке в школе или занятии в детском саду;
  • постоянно двигается без всякой цели, даже если окружающая обстановка не располагает к излишней активности;
  • ребенок не признает тихие, спокойные игры и занятия;
  • много разговаривает, часто проявляя неуместную болтливость;
  • отвечая на вопрос, часто перебивает и начинает говорить, не дослушав фразу до конца;
  • проявляет нетерпение, не способен придерживаться очереди в играх и других ситуациях;
  • прерывает разговоры других детей и взрослых, вмешивается в их дела, обращая внимание на себя.

Диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» подразумевает наличие у ребенка как минимум шести из вышеперечисленных признаков.

Диагностика заболевания

Достоверное установление диагноза усложняется отсутствием объективных методов диагностики, потому требует особо тщательного подхода. Основным этапом диагностического процесса является опрос родителей и самого ребенка, а также отстраненное наблюдение за ним. Широко используются специальные опросники, которые заполняются родителями, педагогами в школе или воспитателями в детском саду.

Психолог проводит обследование с целью установления уровня интеллектуального развития, а также выявления нарушений различных школьных навыков, соответствующих возрасту ребенка. На основании полученных данных врач может диагностировать заболевание, в обязательном порядке учитывая следующие критерии:

  • симптомы мешают процессам социальной адаптации, обучения и коммуникации;
  • первые признаки заболевания отмечаются в раннем дошкольном возрасте и присутствуют не менее шести месяцев;
  • проявление симптомов не зависит от места нахождения ребенка, то есть поведение одинаково дома и в детском саду, или школе.

Также при постановке диагноза и невролог должны исключить наличие иных заболеваний, проявлениями которых могут быть симптомы невнимательности, гиперактивности и импульсивности.

Родителям стоит помнить о том, что диагноз может быть поставлен только врачом. Не нужно делать поспешные выводы со слов всезнающей соседки или воспитателя в детском саду, которые норовят «наградить» диагнозом активного малыша. Следует отметить, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью диагностируется у ребенка в возрасте не менее 6 лет.

Звоните: +7 (495) 222-13-94

Причины заболевания

На сегодняшний день специалистами не называется точная причина, по которой у ребенка возникает синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Большинство врачей сходятся во мнении, что данное заболевание заложено генетически. Кроме этого, существует ряд факторов риска, сопровождающих будущую маму во время беременности, а также влияющих на ребенка в первые годы жизни.

  • Неправильный образ жизни мамы в период беременности: употребление алкоголя, курение, приём некоторых лекарств, стрессы и недостаток физической активности. Именно поэтому женщина должна отказаться от всех вредных привычек, выполнять все предписания врача, правильно питаться. Прогулки на свежем воздухе и зарядка во время беременности также положительным образом сказываются на внутриутробном развитии малыша.
  • Нарушения в развитии головного мозга новорожденного в результате асфиксии, а также последствия различных родовых травм.
  • Микроклимат в семье — наличие конфликтов между родителями, алкоголизм членов семьи, неблагоприятное окружение ребенка.

Лечение синдрома дефицита внимания у детей

В нашей стране практически каждый пятый ребенок получает диагноз «синдром дефицита внимания», лечение данного заболевания проводится комплексно и включает в себя психотерапевтические методы, а также педагогическую и нейропсихологическую коррекцию.

Медикаментозное лечение применяется только в очень тяжелых случаях, поскольку риск развития побочных эффектов достаточно велик. Только опытный сможет подобрать лекарственные препараты с учетом индивидуальных особенностей течения заболевания.

Социальная адаптация очень важна для ребенка с диагнозом «синдром дефицита внимания с гиперактивностью», лечение этой болезни потребует помощи педагогов детского сада и школы. Возможно, ребенку понадобится специальная программа обучения и особая система поощрений. Также опытный педагог может сгладить конфликтную ситуацию в коллективе или пересадить ребенка ближе к своему месту.

Главную роль в лечении ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью играют родители. Именно от их поведения зависит успех исцеления. Родителям следует правильно организовать режим дня своего ребенка, а также придерживаться определенной линии поведения, не допускающей крайностей: проявления чрезмерной мягкости или, напротив, предъявления завышенных требований и применения системы жестких наказаний.

Корректируя поведение ребенка, родители должны придерживаться следующих рекомендаций:

  • разработайте систему вознаграждений: за свои достижения ребенок может получать знаки отличия (звезды, галочки). По достижению определенного количества знаков его можно премировать игрушкой, походом в зоопарк или кинотеатр;
  • позвольте ребенку выбрать домашние дела, которые он должен выполнять каждый день: выносить мусор, гулять с собакой, поливать цветы;
  • составьте вместе с ребенком распорядок дня, четко придерживайтесь обозначенных в нем пунктов;
  • по возможности заведите домашнее животное. Собака или кот успокаивает ребенка, воспитывает в нем чувство ответственности;
  • дайте ребенку возможность расходовать накопившуюся энергию, в этом помогут занятия спортом, длительные прогулки на свежем воздухе;
  • не позволяйте ребенку долгое время играть в компьютерные игры и засиживаться перед телевизором;
  • сохраняйте спокойствие в любой ситуации, ваше поведение должно быть примером для ребенка.

Помните, ваш ребенок — уникален, просто ему нужна особая поддержка и забота. Не отворачивайтесь от проблемы, вооружитесь знаниями, заручитесь поддержкой врачей, педагогов и членов семьи. Вместе вы сможете раскрыть потенциал ребенка, облегчить его взаимодействие с другими людьми и подарить полноценную, полную ярких событий жизнь.

Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки 😉
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше 😉

Источник: www.gnomik.ru